ПРИВЯЗАННЫЕ ДЕТИ — причины и последствия.

Автор статьи: Наталья Михлина
Тренер детских программ

Любовь — вещь достаточно опасная. Как огонь. Она своей интенсивностью может как согреть, так и задушить. И особенно страдают дети.

Подросток отражает все то, что получил от близкого окружения в течении первых 8-12 лет. Его поведение – это зеркало, которое показывает все удачи и ошибки в воспитании. В 10-12 лет подростка воспитывать наказанием поздно, поскольку первичные стадии формирования близости и вообще отношения с миром уже пройдены. МОЖНО ТОЛЬКО КОРРЕКТИРОВАТЬ!

Отчего возникли трудности у подростка? Почему все то хорошее, что пытались сделать для ребенка родители, оказывается ему не нужным и не ценным? Где родителями были допущены ошибки? Чего не хватило детям в детстве? Ответы находятся в результатах исследований формирования эмоциональных связей с момента рождения ребенка.

Участия родителей в жизни ребенка – много или мало?

Наблюдается 4 стадии взаимозависимости матери и ребенка.

1 стадия. СОЗАВИСИМОСТЬ (6-9 мес; 9 мес — 1,5 лет).

В момент разрезания пуповины происходит разрыв физической созависимости и начинается созависимость психологическая. Такой симбиоз – естественное явление на данном этапе. Весь мир ребенка – одна большая мамина грудь.

Удовлетворяются главные потребности малыша: доверие, кормление, успокоение.

Он учится доверять миру: мама подходит — хорошо, мама не подходит – страшно, холодно и одиноко.

Такая симбиотическая связь заканчивается во время отлучения ребенка от груди.

В этот период нельзя оставлять ребенка надолго в манеже – нужно дать ему ползать и ощущать мир. При исследовании пространства грязь важнее, чем чистые вещи.

2 стадия. ПРОТИВОЗАВИСИМОСТЬ (1,5 – 3 года).

Главные потребности ребенка: отделение от мамы. Заявление «Я САМ!» — не каприз. А естественное желание сделать что-то самостоятельно. Малыш уже готов делать самостоятельные шаги к взрослению. Но мамы своей заботой и любовью, нетерпением и нехваткой времени обрывают эти желания. Быстрее и легче одеть ребенка самому, чем дать ему возможность почувствовать себя взрослым.

Задача родителей – создать ощущение доверия, организовать защищенное пространство, где ребенок сможет сам взаимодействовать, дать ему время для освоения этого пространства, потрогать опасные вещи — горячее, острое.

При этом формируется ощущение «Я сам, мир не страшен, мама придет на помощь когда нужно».

3 стадия. НЕЗАВИСИМОСТЬ (3-6 лет).

Ребенок способен действовать автономно, но еще ощущает связь со своей семьей, с мамой. Появляются друзья. Он отходит по своим интересам от мамы на прогулках все дальше, но все время проверяет ее присутствие. Хотя бы даже взглядом.

4 стадия. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (6-12 лет).

Используются приобретенные на 3 стадии навыки автономности: приближение и отдаление без создания ощущения дискомфорта. Ребенок планирует свои интересы, поездки. Научается действовать самостоятельно, отвечать за свои действия. Процесс научения взаимоотношениям уже заканчивается. У ребенка появляются собственные дела. Проблемы родителей и их взаимоотношения детей не волнуют, они уже сами активно интересуются внешним миром.

СВОБОДНЫЕ ДЕТИ.

Связь мать-ребенок устанавливается от нескольких минут после рождения до 12-24 часов. Если такая связь не установлена – ребенок в последствии становится слишком привязанным к матери. Это влияет на способность ребенка достичь автономии или отделения от родителей в возрасте 2-3 года.

Дети, которые благополучно завершили стадию слияния – не боятся, у них поисковая агрессия на познание и познавание. Они отличники не потому, что им НАДО учиться, а потому, что ХОТЯТ знать.

Есть базисное доверие к миру.

ПРИВЯЗАННЫЕ ДЕТИ.

  1. Боятся окружающего мира и перемен;
  2. Приближаются к другим людям застенчиво и осторожно. Это затрудняет исследование мира;
  3. Им страшно, они не понимают маму с полуслова. Им надо повторять по 10 раз одно и то же. Чтобы руководить их действиями, им нужны:

— конкретные указания;

— открытые физические сигналы (прикоснуться, взять за руки, визуальный контакт).

  1. Привязанные дети с трудом воспринимают тонкие интуитивные сигналы. Они склонны скорее реагировать на ситуации, чем предвидеть их.
  2. Привязанные люди проявляют компенсирующее поведение: агрессию, неповиновение, сокрытие страха, тревоги, чувств.

Часто это дети-двоечники. Отсюда может возникнуть компьютерная зависимость, игровая (особенно, если мама депрессивная, без эмоционального контакта).

У таких детей формируется защитный механизм слияния с другим человеком.

СЛИЯНИЕ (ЗАВИСИМОСТЬ).

Это отождествление себя с другими людьми, увидев в них что-то свое.

«Прилипание» к «хорошему, доброму» человеку.

Человек не чувствует границ между собой и средой.

Вербальные обороты: мы пошли, мы поели.

Когда нарушается процесс слияния – появляется чувство вины и обиды. Чувство обиды трансформируется в чувство агрессии (обида – способ снятия ответственности с себя).

Когда возникает гнев – это уже позитивный момент.

Если ребенок не проявляет агрессии – он ее подавляет, направляет на себя, отсюда возникает депрессия.

Агрессия – это нормальное чувство, важно отслеживать это чувство и выражать его вербально: я не доволен.

Выстраивается алгоритм поведения: одиночество – ранимость – тревожность – агрессия.

Учиться быть Родителем никогда не поздно. Есть вопросы — обращайтесь!

Регистрируйтесь в нашу программу «СИНЕРГИЯ СЕМЬИ» и мы поможем Вам и Вашим детям обрести вышеуказанные навыки и построить здоровые, доверительные, гармоничные отношения в семье!