Детей не оторвать от гаджетов, гаджеты не оторвать от детей

Автор статьи: Ника Романенко
Тренер детских программ

Все чаще и чаще мы слышим негодование родителей по поводу негативных последствий влияния новых технологий на развитие детей и подростков.

Самые частые из них:

  • заменяя книги, гаджеты тормозят развитие ребенка;
  • из-за гаджетов ребёнок пассивный, ему не интересно играть в футбол вживую, ему интересно делать это онлайн;
  • технологии пагубно влияют на фантазию, креативность;
  • дети разучились играть, во дворах больше не прыгают на скакалке, не играют в выбивного.

Хочу рассказать Вам одну историю …

На одном из тренингов мальчик очень яростно возмущался и делился своей ненавистью к школе. Он рассказал, как учительница английского языка забрала у него телефон до конца учебного дня в качестве наказания за то, что во время урока он пользовался этим телефоном.

 «Я гуглил перевод незнакомого мне слова, мне неудобно пользоваться бумажным словарём, это долго!!!» — возмущался он.

Слушая его, я задала вопрос всей группе «Вот вы жалуетесь на школу, на преподавателей за то, что они забирают телефоны. Школа плохая и все так несправедливо, верно? А какая школа, по-вашему, хорошая? Опишите идеальную школу. И, пожалуйста, не ограничивайте свою фантазию.»

Вот что я получила в ответ.

Идеальная школа, это школа, в которой:

  • у каждого ученика на руке есть часы, с помощью которых можно: просмотреть расписание уроков, свои оценки, рейтинг успеваемости, домашние задания, расписание школьных мероприятий и т.д.;
  • на входе в школу система отслеживания пунктуальности;
  • интерактивная карта на географии, на которой можно приблизить любой объект и прочитать необходимую информацию про него. К примеру, национальные особенности какой-то страны;
  • на территории школы есть спорткомплекс, где ты можешь выбрать тот вид спорта, который придётся тебе по душе вместо сухих нормативов на физкультуре;
  • еженедельно в школе должны проходить турниры по компьютерным играм, таким как Counter-Strike, S.T.A.L.K.E.R, Дота-2, Herois

Услышав подобное описание, можно даже вдохновиться, представляя подобную школу. Школа, идущая в ногу с техническим прогрессом, — а почему нет? Признаюсь, что часть утверждений по поводу пагубного влияния даже поддались сомнению, кроме одного – компьютерных игр. Это, правда, трата времени впустую. И это, пожалуй, одна из самых актуальных проблем современного общества.

Помните, «все, что доза – это лекарство, все что больше дозы – это яд». Не стоит отбирать у ребенка его игры. Наверняка, вы же сами их дали или подарили. Этим вы будете противоречить своим же действиям, и, как следствие, вызовете непонимание и агрессию в ответ. Попробуйте договориться о временных ограничениях в день – это нелегкий способ, но он поможет взять сложившуюся проблему под контроль и не прибегать к крайностям. Обратившись к рекомендациям врачей и учитывая возрастные особенности, мы предлагаем следующие ориентиры:

  • Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
  • 6 лет — 20 минут;
  • 7-9 лет — 30 минут;
  • 10-12 лет — 40 минут;
  • 13-14 лет — 50 минут.

Какая основная причина того, что ребёнка невозможно оторвать от игры?

Высокая степень эмоциональной вовлеченности ребенка в игровые действия и их ситуативность. Иными словами, благодаря играм, дети испытывают эмоции, которых, вероятно, им не хватает. Помните, как они горды своим псевдо- успехом, когда проходят очередной уровень? Они чувствуют ситуацию успеха – это приятное ощущения и этого хочется еще.

Один из способов преодоления игровой зависимости – это поиск какой-то деятельности, с помощью которой ребенок получит эти преимущества уже в более полезном виде.

Необходимо также вспомнить, что познакомили детей с миром, в том числе с миром компьютерных технологий именно родители, поэтому неудивительно, когда увлечения взрослых отражаются в привычках детей. И аргумент, что-то вроде: «я старше – мне можно» почему-то не работает.

Покажите, что компьютер в вашей жизни в первую очередь для работы: для поиска важной информации, для общения по делу. Если эта задача для вас непостижима – ведите себя так хотя бы в присутствии ребёнка, раз уж задались вопросом, как помочь ему справиться с привязанностью к гаджету.

Есть также кардинально другой подход к проблеме. Проявите интерес к игре и начните играть вместе с ребенком. Разделите эту увлеченность с ним, но преследуя свои цели. Какие? Во-первых, такой подход вызовет доверие к вам и это все же будет какое- никакое, но ваше общее времяпрепровождение и общение. Во-вторых, и что самое главное- это поможет вам выяснить, какие именно потребности ребёнок реализует с помощью любимой игры. Выяснить это необходимо для того, чтобы суметь предложить альтернативу в существующем мире:

нехватка острых ощущений и адреналина – это можно компенсировать каким-то спортом, к примеру, боксом;

есть дефицит внимания, признания или общения, его игнорируют школьные друзья –необходимо новое окружение, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортнее;

чувствуется нереализованная склонность к управлению, организации, лидерству – нужно найти занятие, в котором ребенок силен, в котором он может быть примером для ровесников.

Если любые попытки договориться о графике и временном ограничении – заканчиваются провалом и ребенок принимает неподвижную позицию, попробуйте направить его внимание на другие возможности компьютера, к примеру, можно попробовать записаться на обучающие программы: графики, дизайна, программирования и т.п.

По крайней мере это -тренировка профессионального навыка, а не трата времени впустую.

Регистрируйтесь в нашу программу «СИНЕРГИЯ СЕМЬИ» и мы поможем Вам и Вашим детям обрести вышеуказанные навыки и построить здоровые, доверительные, гармоничные отношения в семье!